Главная
Главная страница, новости
Компьютерные тренажеры
· Обзорная статья
· Конструктор
· Тренажеры (продукты)
· Теплосети
· Как заказать
SCADA Другие проекты
· Сад Слов
· Almik
Публикации
· Основные публикации
· Блог ЖЖ
· Путешествия
· Живопись
. Лирика
Об авторе Rambler's Top100

ЭРГОНОМИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
А.Донской.
Рецензия на книгу и мысли по поводу:

В.Паронджанов.
Как улучшить работу ума.
Алгоритмы без программистов - это очень просто
2001
Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры умственный труд?
Предметы и символы
Психофизиология восприятия
Представление алгоритмов
Дальнейшее развитие
Books.Ru
искать на Books.Ru:

КОМПЬЮТЕРНАЯ МИФОЛОГИЯ: ОБЛЕГЧАЮТ ЛИ КОМПЬЮТЕРЫ УМСТВЕННЫЙ ТРУД?

Позиция автора ясна из этого заголовка. Собственно, и ответ очевиден - если, конечно, Вы умеете видеть очевидное. Тем не менее, и даже как правило, и даже умные люди, обычно занятые текучкой, очевидного не замечают. О другой книге (Д.Раскин. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. 2003), открывающей глаза на это очевидное, я уже писал. Если там речь идет о конкретных проблемах эргономики интерфейсов, то в работе Паронджанова рассматриваются более общие вопросы представления информации с целью наилучшего соответствия психофизиологии восприятия человека.

Эта книга о том, как помочь человеку мыслить более эффективно.

В золотое фидошное время мы много рассуждали на эти темы в поисках "серебряной пули"; особенно рекомендую выступления А.Седова о программировании (скачать sedov.zip). Прошло 8 лет - а ведь ничего не изменилось ни в содержании информационной деятельности человека, ни даже в компьютерной индустрии!
Скептиков, замученных текучкой, отсылаем также к заметке "Компьютер сковывает фантазию конструктора" ("Наука и Жизнь", №1/2005, с.18).

Короче говоря, очевидно, что компьютер сложнее карандаша, и его использование для решения какой-либо задачи неизбежно сопровождается дополнительно вносимой сложностью, связанной как с представлением информации, так и со способами манипулирования ею.
Совсем не очевидно, можно ли в принципе избавиться от этой излишней сложности. Книга Паронджанова посвящена этой попытке.
Разумеется, я буду настаивать, чтобы Вы прочитали эту книгу внимательно (иначе зачем бы я стал рецензию писать ;-).
(Скептикам рекомендую опустить описание языка ДРАКОН, занимающее половину книги, и сосредоточиться на основных идеях).

ПРЕДМЕТЫ И СИМВОЛЫ

Очень интересен исторический экскурс Паронджанова в язык математики с точки зрения ее эргономики. Действительно, сегодня мы с Вами уже привыкли к "математическому" способу решения любой задачи - анализу неформального представления, формулировке СИМВОЛЬНОЙ МОДЕЛИ и механическому применению стандартных правил символьных преобразований для получения искомого результата.

Однако, не далее как в 19 веке, та же алгебра еще не применялась столь активно, и простейшие задачи школьного курса арифметики решать было на порядок сложнее! Таким образом, эргономика информационных представлений имеет вполне существенное экономическое значение, причем значение определяющее. Но мы до сих пор еще недалеко ушли от каменного топора и в полной мере не осознаем важности информационной сути любой своей деятельности.
Нас бросает из крайности в крайность. То мы имеем горы научной и учебной литературы, написанной по старинке и потому недопустимо сложной в освоении; то, напротив, заставляем зубрить символы в отрыве от их информационного и физического смысла (см. В.Доценко. Пятое правило арифметики // Наука и жизнь, №12/2004, с.20).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Автор с точки зрения психофизиологии аргументировано обосновывает ведущую роль зрительного канала восприятия. Как следствие, настаивает на необходимости замены текста визуальным чертежом. Я-то с ним согласен, но в свое время в Фидо меня с этими идеями запинали сторонники НЛП - дескать, есть визуалы, аудиалы и кинестетики, и нельзя всех под одну гребенку. Ну-ну! Если Вы все-таки хотите сдвинуться хотя бы куда-то, предлагаю согласиться с Паронджановым и хотя бы ПОСМОТРЕТЬ, что из этого выйдет.

Предлагается тезис о необходимости чертежей возможно большего формата (А1 и даже А0). С первого взгляда, мне этот тезис показался спорным. Да, я "симультанно" восприму весь чертеж сразу, во всем поле зрения, но будет ли от этого практическая польза? Все равно ведь придется неоднократно муравьем "сукцессивного" взгляда ползать по мелким деталям.
Да и противоречит это не менее известному тезису о емкости оперативной памяти мозга в 7 чанков (единиц информации, в том числе графических образов, которые могут быть восприняты и, что более важно, осознаны одновременно).

С другой стороны, очевидно, что переместить взгляд из одной области большого чертежа в другую все-таки легче, нежели перейти к другой странице с небольшой схемой. Что более важно, в случае большого чертежа не происходит выхода из контекста (взаимосвязей всех рассматриваемых объектов), воспринимаемого симультанно. В случае множества отдельных схем контекст их взаимосвязей обычно приходится строить и держать в уме, что, очевидно, существенно усложняет работу.

К сожалению, современная цивилизация в основном ориентируется на "портативность" (от покетбуков к PocketPC) в ущерб эргономике. Есть, конечно, уникумы, для которых удобство лежания на диване с наладонником перевешивает неудобства мелкого формата его экрана, но они вряд ли могут служить образцом для подражания (хотя очевидно, что они служат источником сверхприбыли для производителей этой техники при условии создания и рекламной поддержки нездоровых потребностей).

Наиболее распространенные персональные компьютерные технологии используют настольный принтер формата А4, на которых невозможно печатать большие, удобные для восприятия чертежи. Более того, общепринятая в книгоиздании вертикальная ориентация этого формата также противоречит требованиям психофизиологии зрения. Мониторы компьютеров, хотя и имеют горизонтальный формат, все равно обычно вынуждены отображать вертикальный А4, но уже с прокруткой, что сильно ухудшает эргономику.

Между прочим, не исключение и данная статья, которую Вы загрузили с сайта и читаете в виде "вертикального свитка". Ратуя за эргономику, мне следовало бы разбить статью на отдельные видеограммы, соответствующие формату дисплея. Но я знаю, что нынешняя HTML-технология позволяет это сделать удобно только путем разделения на несколько файлов (в этом случае использование стандартного браузера приведет к увеличению накладных расходов - интернет-трафика); либо разделения на фреймы (котрые стандартный браузер не умеет как следует сохранять на диске).
Положение может спасти использование идей масштабирования интерфейса, рассмотренных в книге Раскина.

Поэтому Паронджанов ставит вопрос о когнитивно-эргономических стандартах (подобных ЕСКД) и соответствующем изменении персональной компьютерной техники.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ

Весьма примечательно, что книга написана на базе опыта разработки автором действующего языка, названного ДРАКОН, и практически использующейся CASE-системы на его основе. Печально, что этот проект пока не приобрел широкую известность (с эзотерической точки зрения я бы рекомендовал авторам сменить название, используя положительную символику).

Программирование - одна из наиболее формализованных областей деятельности человека.
При этом одна из наиболее фундаментальных составляющих программирования - алгоритмизация - также является наиболее формализованной и проработанной.
Тем не менее, как это ни удивительно, с точки зрения эргономики здесь еще очень много о чем можно поговорить.
Рассмотрение визуального представления алгоритмов выполнено автором на высоком уровне, отличается полнотой, обилием примеров и большим количеством идей, которые весьма полезно применять на практике.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

Деятельность человека даже в узкой области проектирования программ заключается отнюдь не только в составлении алгоритмов.
Информационная модель решаемой задачи всегда многомерна и строится обычно итерационным путем из набора различных по сути механизмов описания (сравните, например, диаграмму состояний и ER-диаграмму), которые нецелесообразно объединять на одном "большом чертеже".
К сожалению, автор в данной книге ограничивается детальным рассмотрением только алгоритмического слоя.
Однако поставленные в книге вопросы и предложенные мероприятия по формированию и развитию новой научной дисциплины - "проектоники" - значительно шире темы визуального представления алгоритмов и имеют большое фундаментальное значение для прогресса нашей цивилизации.

Home Page

http://simulators.narod.ru
Post: 428000, г.Чебоксары, а/я 121,
Донской Алексей Николаевич
Адрес изображен картинкой для защиты от спам-роботов
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz